Со времени создания мельницы человек использует воду как источник энергии. Сейчас наиболее широко энергия падающей воды используется на обычных гидроэлектростанциях. Но в последнее время начали использовать энергию приливов и волнения, термальные подземные воды, наконец, разработаны и в экспериментальном режиме дают электроэнергию установки, использующие разницу в температуре между теплыми верхними и холодными глубинными слоями океана. Реки и моря обладают огромным запасом тепловой энергии, которую начинают использовать все шире и шире.
Вода и сама по себе может быть источником энергии. вернее ее составляющая - водород. Отец научной фантастики Жюль Верн в своем романе "Таинственный остров" предсказал эпоху "водородной энергетики": "Наступит день, и вода заменит топливо: водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко". По теплотворной способности на единицу массы водород в 2,5 раза превосходит природный газ и в 3 раза - бензин. При сжигании водорода образуется вода, а из нее снова можно получить водород - таков простой принцип экологического круговорота энергии. Пока же человек не смог "встроить" свои энергетические системы в естественный круговорот, хотя и сделал первые шаги в этом направлении.
Уже есть проекты "водородных" самолетов, а "водородные" автомашины даже существуют в реальном исполнении. С октября 1984 г. в Западном Берлине проходили испытания 10 автомобилей марки Мерседес, из которых половина частично, а другая половина полностью работают на водородном топливе. Проблема здесь практически одна - хранение запаса водородного топлива, так как баллоны - слишком громоздкая система. Сейчас пытаются использовать способность металлов и металлических сплавов накапливать в межатомном пространстве огромное количество водорода, временно связывая его с образованием гидрида. При нагревании гидрид высвобождает водород.
Другая проблема - это получение водорода в крупных масштабах.