Если бы внеземной астроном
наблюдал из космоса за нашей
планетой через не слишком мощный
телескоп, он вряд ли заметил бы сушу,
образующую континенты, увидев лишь
воду. Ведь поверхность морей и
океанов составляет около 361 300 000
квадратных километров, то есть
более 70% процентов общей
поверхности земного шара. Недавнее
определение Земли как «голубой
планеты» отражает, следовательно,
бесспорную истину. В ходе своей
длительной эволюции человечество
очень рано столкнулось с океаном.
Стихия эта была благодетельной, она
служила источником пропитания, но
иногда ужасала — когда ей
случалось разбушеваться до
катаклизма. Словом, море порождало
у человека весьма неоднозначные
чувства, отразившиеся в мифах,
легендах и сказках. Проявляются эти
чувства и в современном мире —
через литературу и кинематограф.
Порой море завораживает своей
безграничностью, сулящей
необычайные, расширяющие кругозор
приключения; а порой ужасает
яростными бурями или
опустошительными цунами. Волнует
оно и тайнами, скрытыми в его долгое
время недоступных глубинах. И хотя
благодаря достижениям современной
науки мы знаем, например, что его
максимальная глубина приближается
к 11 034 метрам, нам еще далеко до
полной победы над этой капризной
стихией. Слишком частые катастрофы
показывают нам, что море вряд ли
превратится когда-нибудь для
человека просто в место для
безмятежных летних купаний. Тем не
менее оно нам жизненно необходимо в
полном смысле слова. Вначале было
море. Судя по последним научным
данным, океан некогда покрывал
почти всю нашу планету. На вершинах
самых высоких гор геологи находят
ископаемые остатки морских
животных, относящихся к далеким
доисторическим эпохам. А согласно
общепринятым биологическим
теориям, море — источник жизни на
Земле. Поразителен тот факт, что
современные ученые, опираясь на
солидную научную базу, повторно
открывают то, о чем интуитивно
догадывались многие древние,
так называемые первобытные народы.
Самые древние из известных нам
цивилизаций считали море матерью
мира и людей. Древние египтяне
полагали, что вначале мир был лишь
безграничным океаном, именуемым
Нун, откуда постепенно поднялся
остров. На нем родился бог солнца
Ра, а уж от него пошли все живые
существа. В Шумере (Месопотамия)
рассказ этот был драматичнее:
благодетельный бог Мардук вступает
в жестокий бой с океанским чудищем
Тиамат и убивает его: из тела этой
морской богини он создает мир. У
североамериканских
индейцев-гуронов изгнанная с неба
богиня Атаэнтсик пытается
обосноваться на нашей планете,
которая была тогда лишь
безграничным океаном. Черепаха
подставила ей на время свою спину, а
ондатра спешно построила для нее
остров, где она впоследствии
породила другие живые существа.
Мифы о том, что жизнь зародилась в
морской стихии, существуют в
изобилии во всех уголках земного
шара. Так же обстоит дело с
легендами о потопе: на всех
континентах и в самых различных
цивилизациях встречаются рассказы
о затонувших землях. Их почему-то
очень мало в Африке, зато во всех
других местах они встречаются в
самых различных формах и нередко
связаны между собой родственными
узами. Один из первых письменных
памятников в истории человечества
— шумерский "Эпос о Гильгамеше"
который повествует о потопе,
пережитом Утнапиштимом, во многом
сходен с библейской легендой о
Ноевом ковчеге. И у греков
разгневанные боги посылают на
землю потоп, от которого спасся
только один человек — Девкалион. А
вот в мексиканских мифах потоп
продолжается целых 52 года.
Некоторые из этих потопов не имеют
всемирного размаха, а обрушиваются
лишь на ограниченную и конкретно
обозначенную территорию: об этом
рассказывают многочисленные
кельтские легенды. Однако в
большинстве случаев это стихийное
бедствие происходит по воле богов и
кладет конец нетерпимому
положению, порожденному, как
правило, людской злобой. Затем
человечество возрождается
благодаря такому доброму и мудрому
человеку, как Ной или Девкалион, или
такому богу-миротворцу, как
Кецалькоатль («пернатый змей»)
мексиканских ацтеков.
Морские божества
Почти во всех
древних культурах море занимает
особое место. Именно там рождается
множество богов и
сверхъестественных существ. По
преданиям континентальных кельтов,
из волн морских вышли волшебник
Мерлин и фея Моргана, а по преданиям
валлийцев — Дилан Эйл Тон (Дилан,
сын волн); в Греции из морской пены
возникла богиня любви Афродита, а
ее брат по отцу, солнечный бог
Аполлон, был, по преданию, рожден на
острове Делос, где находят приют и
размножаются морские чудовища. В
месопотамских мифах фигурирует
Оаннес — гигантская рыба с
человеческой головой, покинувшая
океан ради того, чтобы принести
людям блага цивилизации. В
китайских и японских морях живут
цари-драконы — иногда кровожадные,
иногда благодетельные. В преданиях
индейцев Мексики рассказывалось о
великом пернатом змее —
Кецалькоатле, который вышел из моря
и возродил человечество,
уничтоженное потопом. Он научил
людей всему необходимому для жизни
и, выполнив свою миссию, отбыл на
восток на плоту из переплетенных
змей. Все эти мифы и легенды
свидетельствуют о том, как
завораживала человека морская
стихия. Кельты считали отблески
света на поверхности спокойных вод
границей между двумя мирами.
Нельзя, конечно, считать, что все
эти рассказы отражают, пусть даже с
искажениями и преувеличениями,
какие-то исторические реальности. В
основе легенд, в частности,
бретонских, о местных потопах еще
может лежать какой-либо реальный
факт (например, большая нагонная
волна), на который с течением
времени наслоилось множество
фантастических подробностей. Зато
истории о всемирных катастрофах
являются, возможно, лишь
поэтическим отражением тотального
разрушения и последующего
обновления. Что-то резко изменилось
в обществе, и люди изобразили эту
перемену в виде потопа. Но, как бы то
ни было, эти мифы говорят о том,
сколь глубокое впечатление
производила на людей
разрушительная мощь океана.
Грозное царство богов Древние и
помыслить себе не могли, чтобы буря,
разрушавшая их дома, топившая
корабли, губившая людей, могла быть
просто явлением природы,
объяснимым естественными
причинами. Они видели в ней
выражение злой воли или более или
менее праведного гнева
могущественного божества. Морские
боги и богини фигурируют в
большинстве мифологий. Греческий
Посейдон, с его грозным трезубцем и
увитой водорослями головой,
вспыльчивый и переменчивый, чем-то
похож на японского бога Сусано-во —
такого же, как он, гневливого и
мстительного, виновника
землетрясений и цунами. Гигант Эгир
и его жестокая супруга Ран у
скандинавов столь же вздорны и
неуживчивы, как и Руакула у маори.
Придумавшие их народы никак не были
связаны друг с другом, но морские
божества повсеместно весьма
обидчивы и сурово наказывают
виновных за дерзость или
непочтительность. Однако во многих
мифологиях фигурируют морские
божества, более благосклонные к
людям. Таков, например, морской
старец Нерей у греков. Его
внешность весьма загадочна, ибо он
неуловим и принимает по желанию
любой облик. Однако он знает
будущее и порой, правда, неохотно,
делится этими знаниями с кем-либо
из героев, тем самым помогая им. Его
пятьдесят дочерей, волны-нереиды,
могут вынести потерпевшего
кораблекрушение мореплавателя на
гостеприимный берег, но способны и
вдребезги разбить корабль. Словом,
океанским божествам присуща
двойственность. Поэтому люди и чтут
их, и опасаются, тем более что в
гневе своем они могут не только
вызвать буйство стихий, но и
наслать на землю губительных
морских чудовищ. Странные существа -
самые крупные животные нашей
планеты - живут в океане. Киты,
кашалоты, касатки достигают веса,
невиданного у наземных животных.
Весьма вероятно, что это породило
веру во враждебных людям морских
чудовищ. В любом мифе о море
упоминается о громадном животном —
как правило, людоеде, несущем на
своем извилистом пути бедствия и
опустошение. Иногда это существо
может выходить на сушу, нападая на
человека и там иногда оно
подстерегает на дне морском
смелого моряка, дерзнувшего
нарушить его покой.
Морские животные
Морские чудища,
столь часто упоминаемые в
легендах, — не просто плод фантазии.
Огромные и ужасающие животные и в
самом деле бороздят океаны. Вид их
внушает страх, и с этим связана их
порой незаслуженная репутация.
Например, мифы нередко
рассказывают о китах-людоедах, хотя
эти миролюбивые животные при всем
желании не смогли бы проглотить
человека. Они кормятся планктоном и
мелкой рыбешкой.
Куда обоснованней
страх перед акулами. Тем не менее,
хотя некоторые виды акул
действительно агрессивны и опасны,
большинство их совершенно
безобидно. На Таити их даже считают
божествами Атуа Мао —
покровителями мореплавателей. Во
время коронации таитянский король
входил в море, куда к нему якобы
приплывали акулы, чтобы омыть и
обласкать его, дать ему «морской
поцелуй». Помимо этих
несправедливо очерненных животных,
есть одно с безупречной репутацией.
Это дельфин, прославившийся от
Греции до Китая как великий друг
человека. Есть множество рассказов
о том, как дельфины спасали людей,
потерпевших кораблекрушение.
И хотя эти легенды не подкреплены ни
одним проверенным фактом, дельфин,
видимо, заслуживает нашей симпатии. На рисунках он
изображается в виде пресмыкающегося —
змея или дракона. Впрочем,
если морские змеи и существуют, они
никогда не достигают тех
фантастических размеров, которые
приписываются им в мифах. Вполне
возможно, что образ морского змея
был навеян поэтам древности
постоянным волнением моря, его
приливами и отливами.
Впрочем,
почти повсюду змей считается
священным и порой становится
воплощением абсолютного зла.
Излюбленная древними тема морского
чудовища жива и в современном мире.
Доказательство тому — гигантские
спруты, описанные в романах Виктора
Гюго («Труженики моря») и Жюля Верна
(«20 000 лье под водой»),
гигантский белый кит Мелвилла
(«Моби Дик») и кровожадная акула из
сравнительно недавнего фильма
«Челюсти». Темный страх наших
предков перед безбрежным океаном
таится и в наших душах. Но коварное
море грозит людям и другими, более
серьезными, опасностями. Внезапное
нападение чудовища, как и внезапно
разразившаяся буря, ужасают, не
заставая, однако, врасплох; человек
заранее ожидает эти опасности и
противостоит им.
Гравюра XVIII века, изображающая
морского змея.
Но бесстрашного
путешественника подстерегают и
скрытые опасности, невидимые, как
подводные камни под безмятежно
спокойной поверхностью моря: это
прекрасные создания с порой
жестокими намерениями. Миф о
сиренах широко распространен в
самых различных формах. У древних
греков сирены, сладким пением
завлекающие на подводные скалы
таких мореплавателей, как Ясон или
Одиссей, — это крылатые создания с
женскими головами. Скандинавская же русалочка
— полуженщина-полурыба — редко
бывает опасной.
Копенгаген. Одна из самых
знаменитых скульптур мира —
«Русалочка»,
навеянная сказками
Андерсена. Много
веков люди считали причиной
некоторых кораблекрушений
фантастических морских чудовищ.
Это хрупкое
существо может даже утратить свое
бессмертие, влюбившись в человека.
Зато у кельтов дочери моря —
женщины невиданной красоты —
выходят на землю, очаровывая
юношей, а потом увозят их на
стеклянном корабле или уводят по
подземным ходам в свои владения —
отдаленный остров или подводный
дворец.
Кракен, гигантский спрут
из скандинавских легенд.
На Таити сирена — дочь кита
— в воде наполовину женщина,
наполовину рыба; выходя на сушу, она
становится кокетливой молодой
женщиной и слишком уж заботится о
своей внешности... Мифы о сиренах
столь прочно укоренились в умах,
что даже Христофор Колумб
утверждал, что видел сирен. Великий мореплаватель был разочарован: они оказались не такими прелестными, как он думал... Весьма вероятно, что эти «сирены» были ламантинами. Это симпатичные морские млекопитающие, но красотой они, увы, не блещут. В поисках приключений Море, конечно, суровая, опасная и неспокойная стихия. Однако оно всегда манило воображение человека и пробуждало в нем ненасытную любознательность. Что там за горизонтом? С незапамятных времен этот жгучий вопрос мучил человечество, находившее
на него только один ответ: идти навстречу этой тревожной неизвестности. Об этом свидетельствует большинство мифов различных народов, повествующих о чудесных мореплаваниях. Одиссей и Ясон у греков, ирландец Майль-Дуйн, Бран из средневековой повести, иннуит Кивиок, святой Брендан или викинг Лейф Эриксон бороздят моря, переживают необычайные приключения, делают поразительные открытия. За морскими просторами лежат невиданные земли: райские острова, где люди не знают горестей, омрачающих нашу жизнь; причудливые острова, где люди умеют только смеяться или плакать; зловещие острова, населенные колдуньями, чудовищами или злыми духами; острова, где спрятаны несметные сокровища.
Все эти невероятные путешествия
— не просто плод фантазии. Нередко
они основаны на реальных фактах,
поэтически приукрашенных,
преувеличенных или искаженных.
Такова, например, сага о Лейфе
Эриксоне, повествующая в
фантастической форме об открытии
викингами Гренландии и Северной
Америки. Некоторые подробности,
содержащиеся в «Одиссее», наводят
на мысль о том, что ее автор обладал
реальными познаниями в географии
Средиземноморья. Поэтому ученые
попытались, с книгой и картами в
руках, обозначить вероятный
маршрут Одиссея... Впрочем, и
фантастические элементы мифов и
легенд на морскую тему не следует
рассматривать как пустую выдумку. В
них отразились желания и страхи
людей, их предрассудки, их познания
и невежество, их верования. Кстати,
невероятных подробностей хватает
даже в тех повествованиях, историзм
и достоверность которых
несомненны. Так, Марко Поло во время
своего долгого пребывания в Китае
совершил морское путешествие на
Цейлон. И что же он там увидел?
Разгуливающих на свободе
единорогов! Именно он внушил
европейцам веру в это сказочное
животное. Современный читатель
поймет без труда, что описываемое
Марко Поло животное — просто
носорог. Открывший Америку Колумб
сообщил, что видел там невероятное
дерево, на котором растут вниз
головой овцы. Это был древовидный
хлопчатник, мореплаватель описал
невиданное им дотоле растение с
помощью привычных слов и образов.
Люди считали, что за морями
возможно все — даже немыслимое, о
чем свидетельствуют мифы и легенды.
Путешествие за моря нередко
представлялось древним
путешествием в иной мир, на тот
свет, в царство мертвых. Это
подтверждают и шумерское сказание
о плавании Гильгамеша, и кельтские
легенды о райских островах. В своих
странствованиях грек Одиссей и
троянец Эней обнаруживают вход в
подземное царство, где властвует
Аид, и спускаются туда. У многих
морских народов был обычай —
класть тело умершего вождя в погребальную ладью или в ладьевидный
гроб. Такого рода обряд существовал на всех островах Океании, в
Древнем Египте, в Скандинавии, у
кельтов. Умереть — значит пересечь океан,
а потому всякое мореплавание
считалось путешествием на
тот свет. В этих верованиях
отразилась двойственность морской
стихии: она источник жизни и путь к
смерти, она созидает и уничтожает,
она благодетельна и вредоносна.
Современному человеку приятно думать, что океан укрощен благодаря
техническому прогрессу. Большие
корабли бороздят поверхность
морей, подводные аппараты
спускаются на дно океана. В погожие
летние дни пляжи становятся
излюбленным местом отдыха и
развлечений. Похоже, что страх
древних перед океаном исчез у
нынешнего человечества, которое не
только перестало чтить его как
бога, но и усиленно загрязняет. Хотя
наши корабли никак нельзя назвать
непотопляемыми, а отдых на море
требует известной осторожности.
Изменчивая и неизменная
поверхность моря по-прежнему таит
если не опасность, то хотя бы тайну.
Об этом нам постоянно напоминают
древние и современные мифы.
Атлантида — затонувший континент,
о котором рассказал в V веке до н. э.
грек Платон, стала в XX веке темой
для множества книг, фильмов и даже
комиксов. Тайна Бермудского
треугольника — отголосок древних
мифов о странных и необъяснимых
исчезновениях. И даже
научно-фантастический кинематограф, уводящий обычно зрителя в
межзвездное пространство, иногда
спускается на дно морское, где
находит идеальный фон для
ужасающих историй. Словом,
воображение человека, как вчера,
так и сегодня, видит в океане
стихию, с которой связаны его
желания и тревоги, его тяга к
приключениям и мечты о свободе.
Корабль-призрак