Если бы внеземной астроном наблюдал из космоса за нашей планетой через не слишком мощный телескоп, он вряд ли заметил бы сушу, образующую континенты, увидев лишь воду. Ведь поверхность морей и океанов составляет около 361 300 000 квадратных километров, то есть более 70% процентов общей поверхности земного шара. Недавнее определение Земли как «голубой планеты» отражает, следовательно, бесспорную истину. В ходе своей длительной эволюции человечество очень рано столкнулось с океаном. Стихия эта была благодетельной, она служила источником пропитания, но иногда ужасала — когда ей случалось разбушеваться до катаклизма. Словом, море порождало у человека весьма неоднозначные чувства, отразившиеся в мифах, легендах и сказках. Проявляются эти чувства и в современном мире — через литературу и кинематограф. Порой море завораживает своей безграничностью, сулящей необычайные, расширяющие кругозор приключения; а порой ужасает яростными бурями или опустошительными цунами. Волнует оно и тайнами, скрытыми в его долгое время недоступных глубинах. И хотя благодаря достижениям современной науки мы знаем, например, что его максимальная глубина приближается к 11 034 метрам, нам еще далеко до полной победы над этой капризной стихией. Слишком частые катастрофы показывают нам, что море вряд ли превратится когда-нибудь для человека просто в место для безмятежных летних купаний. Тем не менее оно нам жизненно необходимо в полном смысле слова. Вначале было море. Судя по последним научным данным, океан некогда покрывал почти всю нашу планету. На вершинах самых высоких гор геологи находят ископаемые остатки морских животных, относящихся к далеким доисторическим эпохам. А согласно общепринятым биологическим теориям, море — источник жизни на Земле. Поразителен тот факт, что современные ученые, опираясь на солидную научную базу, повторно открывают то, о чем интуитивно догадывались многие древние, так называемые первобытные народы. Самые древние из известных нам цивилизаций считали море матерью мира и людей. Древние египтяне полагали, что вначале мир был лишь безграничным океаном, именуемым Нун, откуда постепенно поднялся остров. На нем родился бог солнца Ра, а уж от него пошли все живые существа. В Шумере (Месопотамия) рассказ этот был драматичнее: благодетельный бог Мардук вступает в жестокий бой с океанским чудищем Тиамат и убивает его: из тела этой морской богини он создает мир. У североамериканских индейцев-гуронов изгнанная с неба богиня Атаэнтсик пытается обосноваться на нашей планете, которая была тогда лишь безграничным океаном. Черепаха подставила ей на время свою спину, а ондатра спешно построила для нее остров, где она впоследствии породила другие живые существа. Мифы о том, что жизнь зародилась в морской стихии, существуют в изобилии во всех уголках земного шара. Так же обстоит дело с легендами о потопе: на всех континентах и в самых различных цивилизациях встречаются рассказы о затонувших землях. Их почему-то очень мало в Африке, зато во всех других местах они встречаются в самых различных формах и нередко связаны между собой родственными узами. Один из первых письменных памятников в истории человечества — шумерский "Эпос о
Гильгамеше" который повествует о потопе, пережитом Утнапиштимом, во многом сходен с библейской легендой о Ноевом ковчеге. И у греков разгневанные боги посылают на землю потоп, от которого спасся только один человек — Девкалион. А вот в мексиканских мифах потоп продолжается целых 52 года. Некоторые из этих потопов не имеют всемирного размаха, а обрушиваются лишь на ограниченную и конкретно обозначенную территорию: об этом рассказывают многочисленные кельтские легенды. Однако в большинстве случаев это стихийное бедствие происходит по воле богов и кладет конец нетерпимому положению, порожденному, как правило, людской злобой. Затем человечество возрождается благодаря такому доброму и мудрому человеку, как Ной или Девкалион, или такому богу-миротворцу, как Кецалькоатль («пернатый змей») мексиканских ацтеков.


Морские божества

Почти во всех древних культурах море занимает особое место. Именно там рождается множество богов и сверхъестественных существ. По преданиям континентальных кельтов, из волн морских вышли волшебник Мерлин и фея Моргана, а по преданиям валлийцев — Дилан Эйл Тон (Дилан, сын волн); в Греции из морской пены возникла богиня любви Афродита, а ее брат по отцу, солнечный бог Аполлон, был, по преданию, рожден на острове Делос, где находят приют и размножаются морские чудовища. В месопотамских мифах фигурирует Оаннес — гигантская рыба с человеческой головой, покинувшая океан ради того, чтобы принести людям блага цивилизации. В китайских и японских морях живут цари-драконы — иногда кровожадные, иногда благодетельные. В преданиях индейцев Мексики рассказывалось о великом пернатом змее — Кецалькоатле, который вышел из моря и возродил человечество, уничтоженное потопом. Он научил людей всему необходимому для жизни и, выполнив свою миссию, отбыл на восток на плоту из переплетенных змей. Все эти мифы и легенды свидетельствуют о том, как завораживала человека морская стихия. Кельты считали отблески света на поверхности спокойных вод границей между двумя мирами. Нельзя, конечно, считать, что все эти рассказы отражают, пусть даже с искажениями и преувеличениями, какие-то исторические реальности. В основе легенд, в частности, бретонских, о местных потопах еще может лежать какой-либо реальный факт (например, большая нагонная волна), на который с течением времени наслоилось множество фантастических подробностей. Зато истории о всемирных катастрофах являются, возможно, лишь поэтическим отражением тотального разрушения и последующего обновления. Что-то резко изменилось в обществе, и люди изобразили эту перемену в виде потопа. Но, как бы то ни было, эти мифы говорят о том, сколь глубокое впечатление производила на людей разрушительная мощь океана. Грозное царство богов Древние и помыслить себе не могли, чтобы буря, разрушавшая их дома, топившая корабли, губившая людей, могла быть просто явлением природы, объяснимым естественными причинами. Они видели в ней выражение злой воли или более или менее праведного гнева могущественного божества. Морские боги и богини фигурируют в большинстве мифологий. Греческий Посейдон, с его грозным трезубцем и увитой водорослями головой, вспыльчивый и переменчивый, чем-то похож на японского бога Сусано-во — такого же, как он, гневливого и мстительного, виновника землетрясений и цунами. Гигант Эгир и его жестокая супруга Ран у скандинавов столь же вздорны и неуживчивы, как и Руакула у маори. Придумавшие их народы никак не были связаны друг с другом, но морские божества повсеместно весьма обидчивы и сурово наказывают виновных за дерзость или непочтительность. Однако во многих мифологиях фигурируют морские божества, более благосклонные к людям. Таков, например, морской старец Нерей у греков. Его внешность весьма загадочна, ибо он неуловим и принимает по желанию любой облик. Однако он знает будущее и порой, правда, неохотно, делится этими знаниями с кем-либо из героев, тем самым помогая им. Его пятьдесят дочерей, волны-нереиды, могут вынести потерпевшего кораблекрушение мореплавателя на гостеприимный берег, но способны и вдребезги разбить корабль. Словом, океанским божествам присуща двойственность. Поэтому люди и чтут их, и опасаются, тем более что в гневе своем они могут не только вызвать буйство стихий, но и наслать на землю губительных морских чудовищ. Странные существа - самые крупные животные нашей планеты - живут в океане. Киты, кашалоты, касатки достигают веса, невиданного у наземных животных. Весьма вероятно, что это породило веру во враждебных людям морских чудовищ. В любом мифе о море упоминается о громадном животном — как правило, людоеде, несущем на своем извилистом пути бедствия и опустошение. Иногда это существо может выходить на сушу, нападая на человека и там иногда оно подстерегает на дне морском смелого моряка, дерзнувшего нарушить его покой.




Морские животные

Морские чудища, столь часто упоминаемые в легендах, — не просто плод фантазии. Огромные и ужасающие животные и в самом деле бороздят океаны. Вид их внушает страх, и с этим связана их порой незаслуженная репутация. Например, мифы нередко рассказывают о китах-людоедах, хотя эти миролюбивые животные при всем желании не смогли бы проглотить человека. Они кормятся планктоном и мелкой рыбешкой.

Куда обоснованней страх перед акулами. Тем не менее, хотя некоторые виды акул действительно агрессивны и опасны, большинство их совершенно безобидно. На Таити их даже считают божествами Атуа Мао — покровителями мореплавателей. Во время коронации таитянский король входил в море, куда к нему якобы приплывали акулы, чтобы омыть и обласкать его, дать ему «морской поцелуй». Помимо этих несправедливо очерненных животных, есть одно с безупречной репутацией. Это дельфин, прославившийся от Греции до Китая как великий друг человека. Есть множество рассказов о том, как дельфины спасали людей, потерпевших кораблекрушение. И хотя эти легенды не подкреплены ни одним проверенным фактом, дельфин, видимо, заслуживает нашей симпатии. На рисунках он изображается в виде пресмыкающегося — змея или дракона. Впрочем, если морские змеи и существуют, они никогда не достигают тех фантастических размеров, которые приписываются им в мифах. Вполне возможно, что образ морского змея был навеян поэтам древности постоянным волнением моря, его приливами и отливами.

Впрочем, почти повсюду змей считается священным и порой становится воплощением абсолютного зла. Излюбленная древними тема морского чудовища жива и в современном мире. Доказательство тому — гигантские спруты, описанные в романах Виктора Гюго («Труженики моря») и Жюля Верна («20 000 лье под водой»),

гигантский белый кит Мелвилла («Моби Дик») и кровожадная акула из сравнительно недавнего фильма «Челюсти». Темный страх наших предков перед безбрежным океаном таится и в наших душах. Но коварное море грозит людям и другими, более серьезными, опасностями. Внезапное нападение чудовища, как и внезапно разразившаяся буря, ужасают, не заставая, однако, врасплох; человек заранее ожидает эти опасности и противостоит им.

Гравюра XVIII века, изображающая морского змея.

Но бесстрашного путешественника подстерегают и скрытые опасности, невидимые, как подводные камни под безмятежно спокойной поверхностью моря: это прекрасные создания с порой жестокими намерениями. Миф о сиренах широко распространен в самых различных формах. У древних греков сирены, сладким пением завлекающие на подводные скалы таких мореплавателей, как Ясон или Одиссей, — это крылатые создания с женскими головами. Скандинавская же русалочка — полуженщина-полурыба — редко бывает опасной.


Копенгаген. Одна из самых знаменитых скульптур мира — «Русалочка»,
навеянная сказками Андерсена. Много веков люди считали причиной некоторых кораблекрушений
фантастических морских чудовищ.

Это хрупкое существо может даже утратить свое бессмертие, влюбившись в человека. Зато у кельтов дочери моря — женщины невиданной красоты — выходят на землю, очаровывая юношей, а потом увозят их на стеклянном корабле или уводят по подземным ходам в свои владения — отдаленный остров или подводный дворец.


Кракен, гигантский спрут из скандинавских легенд.


На Таити сирена — дочь кита — в воде наполовину женщина, наполовину рыба; выходя на сушу, она становится кокетливой молодой женщиной и слишком уж заботится о своей внешности... Мифы о сиренах столь прочно укоренились в умах, что даже Христофор Колумб утверждал, что видел сирен. Великий мореплаватель был разочарован: они оказались не такими прелестными, как он думал... Весьма вероятно, что эти «сирены» были ламантинами. Это симпатичные морские млекопитающие, но красотой они, увы, не блещут. В поисках приключений Море, конечно, суровая, опасная и неспокойная стихия. Однако оно всегда манило воображение человека и пробуждало в нем ненасытную любознательность. Что там за горизонтом? С незапамятных времен этот жгучий вопрос мучил человечество, находившее на него только один ответ: идти навстречу этой тревожной неизвестности. Об этом свидетельствует большинство мифов различных народов, повествующих о чудесных мореплаваниях. Одиссей и Ясон у греков, ирландец Майль-Дуйн, Бран из средневековой повести, иннуит Кивиок, святой Брендан или викинг Лейф Эриксон бороздят моря, переживают необычайные приключения, делают поразительные открытия. За морскими просторами лежат невиданные земли: райские острова, где люди не знают горестей, омрачающих нашу жизнь; причудливые острова, где люди умеют только смеяться или плакать; зловещие острова, населенные колдуньями, чудовищами или злыми духами; острова, где спрятаны несметные сокровища. Все эти невероятные путешествия — не просто плод фантазии. Нередко они основаны на реальных фактах, поэтически приукрашенных, преувеличенных или искаженных. Такова, например, сага о Лейфе Эриксоне, повествующая в фантастической форме об открытии викингами Гренландии и Северной Америки. Некоторые подробности, содержащиеся в «Одиссее», наводят на мысль о том, что ее автор обладал реальными познаниями в географии Средиземноморья. Поэтому ученые попытались, с книгой и картами в руках, обозначить вероятный маршрут Одиссея... Впрочем, и фантастические элементы мифов и легенд на морскую тему не следует рассматривать как пустую выдумку. В них отразились желания и страхи людей, их предрассудки, их познания и невежество, их верования. Кстати, невероятных подробностей хватает даже в тех повествованиях, историзм и достоверность которых несомненны. Так, Марко Поло во время своего долгого пребывания в Китае совершил морское путешествие на Цейлон. И что же он там увидел? Разгуливающих на свободе единорогов! Именно он внушил европейцам веру в это сказочное животное. Современный читатель поймет без труда, что описываемое Марко Поло животное — просто носорог. Открывший Америку Колумб сообщил, что видел там невероятное дерево, на котором растут вниз головой овцы. Это был древовидный хлопчатник, мореплаватель описал невиданное им дотоле растение с помощью привычных слов и образов. Люди считали, что за морями возможно все — даже немыслимое, о чем свидетельствуют мифы и легенды. Путешествие за моря нередко представлялось древним путешествием в иной мир, на тот свет, в царство мертвых. Это подтверждают и шумерское сказание о плавании Гильгамеша, и кельтские легенды о райских островах. В своих странствованиях грек Одиссей и троянец Эней обнаруживают вход в подземное царство, где властвует Аид, и спускаются туда. У многих морских народов был обычай — класть тело умершего вождя в погребальную ладью или в ладьевидный гроб. Такого рода обряд существовал на всех островах Океании, в Древнем Египте, в Скандинавии, у кельтов. Умереть — значит пересечь океан, а потому всякое мореплавание считалось путешествием на тот свет. В этих верованиях отразилась двойственность морской стихии: она источник жизни и путь к смерти, она созидает и уничтожает, она благодетельна и вредоносна. Современному человеку приятно думать, что океан укрощен благодаря техническому прогрессу. Большие корабли бороздят поверхность морей, подводные аппараты спускаются на дно океана. В погожие летние дни пляжи становятся излюбленным местом отдыха и развлечений. Похоже, что страх древних перед океаном исчез у нынешнего человечества, которое не только перестало чтить его как бога, но и усиленно загрязняет. Хотя наши корабли никак нельзя назвать непотопляемыми, а отдых на море требует известной осторожности. Изменчивая и неизменная поверхность моря по-прежнему таит если не опасность, то хотя бы тайну. Об этом нам постоянно напоминают древние и современные мифы. Атлантида — затонувший континент, о котором рассказал в V веке до н. э. грек Платон, стала в XX веке темой для множества книг, фильмов и даже комиксов. Тайна Бермудского треугольника — отголосок древних мифов о странных и необъяснимых исчезновениях. И даже научно-фантастический кинематограф, уводящий обычно зрителя в межзвездное пространство, иногда спускается на дно морское, где находит идеальный фон для ужасающих историй. Словом, воображение человека, как вчера, так и сегодня, видит в океане стихию, с которой связаны его желания и тревоги, его тяга к приключениям и мечты о свободе.


Корабль-призрак

По морям блуждает корабль с погибшим экипажем. Иногда, в непогоду, он возникает, внушительный и пугающий, перед изумленными моряками плывущих в тех же водах кораблей. Такая встреча может быть дурным предзнаменованием. Такова вкратце широко распространенная легенда о корабле-призраке, возникшая, вероятно, в Северной Европе. Самый знаменитый из них — «Летучий голландец» — по преданию, бороздил море неподалеку от мыса Доброй Надежды. Эдгар По посвятил ему одну из глав своей повести «История Артура Гордона Пима», а Рихард Вагнер — оперу «Летучий голландец». Хотя эта легенда — только плод воображения, корабли-призраки действительно бывали. Один из наиболее известных — «Мэри Селест», — оставленный своим экипажем, был обнаружен в 1872 году между Азорскими островами и Гибралтаром.

Hosted by uCoz